24.
Интеллектуальные информационные системы. Классификация, решаемые задачи
ЭТО
ПО ЛЕКЦИЯМ ГРАЧЕВА
ИС
бывает 2 видов:
1.
собственно интеллектуальные
системы – система, способная принимать решения без участия человека
2.
интеллектуализированные –
система, способная принимать решения с участием человека
Свойства интеллектуальной системы:
1.
развитая коммуникативная способность
2.
способность решать сложные задачи
3.
способность к обучению и самообучению
4.
хорошие адаптивные способности
Типы задач, решаемые интеллектуальной системой:
1.
распознавание образов любой природы, а
так же ситуаций
2.
распознавание текстов на естественных
языках
3.
распознавание и синтез речи
4.
перевод с одного естественного языка на
другой
5.
символьная математика
6.
управление особо сложными тех.объектами
7.
принятие решения в условиях
неопределенности, т.е. недостаток, неполнота инф.,
необходимость обработки большого массива информации.
8.
машинное творчество
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Интеллектуальная информационная система (ИИС, англ. intelligent system) — разновидность интеллектуальной системы, один из видовинформационных систем
, иногда ИИС называют системой, основанной на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека, например возможность поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.· Экспертные системы
o
Собственно экспертные системы (ЭС)- компьютерная
программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в
разрешении проблемной ситуации.
o
Интерактивные
баннеры (web + ЭС)
· Вопросно-ответные системы (в некоторых источниках «системы общения») - это особый тип информационных систем, являющиеся гибридом поисковых,справочных
и интеллектуальных систем (часто они рассматриваются как интеллектуальные поисковые системы)o
Интеллектуальные
поисковики (например, система Старт)
o
Виртуальные
собеседники (это компьютерная
программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении
с одним или несколькими пользователями)
o
Виртуальные
цифровые помощники
· Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для
экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла
данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными.
· Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым
классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе.
· Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в
реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за
допустимые пределы
· Проектирование. Проектирование состоит в подготовке
спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под
спецификацией понимается весь набор необходимых
документов—чертёж, пояснительная записка и т.д.
· Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать
последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся
данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из
заданных ситуаций
· Планирование. Под планированием понимается нахождение
планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции.
· Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения
какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при
изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения.
· Управление. Под управлением понимается функция организованной системы,
поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют
управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.
· Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения — это
совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой
информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС
помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди
множества выборов при принятии ответственных решений.