24. Интеллектуальные информационные системы. Классификация, решаемые задачи

ЭТО ПО ЛЕКЦИЯМ ГРАЧЕВА

ИС бывает 2 видов:

1.                      собственно интеллектуальные системы – система, способная принимать решения без участия человека

2.                      интеллектуализированные – система, способная принимать решения с участием человека

Свойства интеллектуальной системы:

1.                      развитая коммуникативная способность

2.                      способность решать сложные задачи

3.                      способность к обучению и самообучению

4.                      хорошие адаптивные способности

Типы задач, решаемые интеллектуальной системой:

1.                      распознавание образов любой природы, а так же ситуаций

2.                      распознавание текстов на естественных языках

3.                      распознавание и синтез речи

4.                      перевод с одного естественного языка на другой

5.                      символьная математика

6.                      управление особо сложными техбъектами

7.                      принятие решения в условиях неопределенности, т.е. недостаток, неполнота инф., необходимость обработки большого массива информации.

8.                      машинное творчество

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Интеллектуальная информационная система (ИИС, англ. intelligent system) — разновидность интеллектуальной системы, один из видовинформационных систем

, иногда ИИС называют системой, основанной на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека, например возможность поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.

Классификация ИИС

·  Экспертные системы

o Собственно экспертные системы (ЭС)- компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.

o Интерактивные баннеры (web + ЭС)

·  Вопросно-ответные системы (в некоторых источниках «системы общения») - это особый тип информационных систем, являющиеся гибридом поисковых,справочных

 и интеллектуальных систем (часто они рассматриваются как интеллектуальные поисковые системы)

o Интеллектуальные поисковики (например, система Старт)

o Виртуальные собеседники (это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями)

o Виртуальные цифровые помощники

Классификация задач, решаемых ИИС

·  Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными.

·  Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе.

·  Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы

·  Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов—чертёж, пояснительная записка и т.д.

·  Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций

·  Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции.

·  Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения.

·  Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

·  Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения — это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

 

Хостинг от uCoz