5. Реинжиниринг бизнес-процессов. Базовые
правила проведения реинжиниринга. Базовые положения
методологии IDEF.
Реинжиниринг по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на этой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий.
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса
Бизнес-процесс представляет собой
систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов
деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью
определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в
выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие
прибыль изготовителю
Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
· разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
· использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
· наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
· подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
· даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг
Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:
Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?
Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?
Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?
Одним из наиболее
эффективных инструментов оптимизации и совершенствования процессов является их реинжиниринг.
Общая методология IDEF включает ряд
частных методологий для моделирования систем, в том числе:
·
IDEF0 –
функциональное моделирование
·
IDEF1 –
информационное моделирование
·
IDEF1X –
моделирование данных
·
IDEF3 –
моделирование процессов
·
IDEF4 –
объектно-ориентированное проектирование и анализ
·
IDEF5 –
определение онтологий (словарей)
·
IDEF9 –
моделирование требований
Для описания процессов в рамках системы менеджмента наибольший интерес
представляет собой методология функционального моделирования IDEF0.